Понятие и структура обыденного правосознания

Авторы

  • В.В. Беденков Алтайский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.14258/izvasu(2016)3-03

Ключевые слова:

правосознание, правовая культура, индивидуальное правосознание, групповое правосознание, обыденное правосознание, правовой инфантилизм, правовая идеология

Аннотация

Обыденное правосознание, будучи духовным началом в праве, оказывает существенное мотивационное воздействие на общественные отношения, правовое поведение и является одним из ведущих факторов развития правовой активности личности. Обыденное правосознание направлено на обеспечение личного и общественного благополучия, стабильности, на подготовку к неблагоприятным внешним воздействиям, что способствует постановке цели действия и способов ее достижения. Здравый смысл позволяет находить взаимосвязи между вещами и явлениями по принципу объяснения неизвестного через известное с помощью аналогии, а также предполагать будущее развитие событий. От сформированности обыденного правосознания зависят выбор правовых средств и эффективность различных видов юридической деятельности. Выделение структурных элементов в правосознании способствует пониманию его роли и места в жизни человека и общества. В статье обращается внимание на ряд аспектов, касающихся вопросов формирования обыденного правосознания граждан. Эти вопросы увязываются с механизмом формирования активной правовой позиции населения. Научный анализ обыденного правосознания предполагает исследование правового менталитета общества, без чего трудно понять внутреннюю логику, устойчивость, самобытность правосознания, его типичные социально-психологические реакции. Настоящая работа представляет собой одно из первых исследований теоретических вопросов проявлений обыденного правосознания в праве. Автором предпринята попытка вывести методологические предпосылки рассмотрения правовых аспектов указанной категории. Выделены юридическое содержание и взаимосвязь воспитания обыденного правосознания с основными категориями правоведения: правом, правовой системой, правовой нормой, правовой культурой. На основе этого представлена общетеоретическая модель формирования воспитания обыденного правосознания.

 DOI 10.14258/izvasu(2016)3-03

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Биография автора

Библиографические ссылки

1
Керимов Д.А. Философские проблемы права // Советское государство и право. - 1975. - № 7.
2
Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. - 2001. - № 10.
3
Ратинов А.Р. Актуальные задачи психологии права // Психологический журнал. - 1987. - № 1.
4
Мусурманкулова А.А. Виды правового сознания // Известия вузов Кыргызстана. - 2015. - № 5.
5
Фабрика И.В. К вопросу о структуре правосознания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2006. - № 13 (68).
6
Старикова А.В. О проблемах определения сущности правосознания // Актуальные вопросы юридических наук в современных условиях : сборник научных трудов по итогам Междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2016.
7
Панкратова М.Е. Правосознание, его структура, виды, уровни и функции // Современное право. - 2015. - № 1.
8
Бондарев А.А. Правосознание в механизме правового поведения субъектов правоотношений // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - № 3.
9
Васильев А.А., Сорокин В.В. Концепция правового воспитания российского общества : коллективная монография. - Барнаул, 2014.

Загрузки

Как цитировать

Понятие и структура обыденного правосознания. (2017). Известия Алтайского государственного университета, 3(91). https://doi.org/10.14258/izvasu(2016)3-03

Похожие статьи

1-10 из 111

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.