К проблемам периодизации и особенностей российского Просвещения
УДК 930.85 ББК 63.3(2)
DOI:
https://doi.org/10.14258/izvasu(2020)5-09Ключевые слова:
национальное самосознание, Просвещение, славянофильство, западничество, русская культура, русская философия, история политической мыслиАннотация
В связи с концепцией «нового Просвещения», сформулированной в недавнем юбилейном докладе Римского клуба, автор статьи анализирует феномен Просвещения в России. Рассматриваются точки зрения отечественных и зарубежных исследователей по вопросам позитивных и негативных сторон Просвещения, о причинах кризиса «классического» Просвещения и необходимости его обновления. Одна из важнейших проблем европейского Просвещения XVIII в. - кризис общественной морали. Просветители заимствовали нормы и ценности традиционной морали из религиозного сознания, но стремились совместить их с установками на рационализацию и секуляризацию общества и человека. В России данная тенденция также имела место, но для русского Просвещения характерны более выраженный аксиологизм, ориентация на взаимное дополнение нравственных ценностей, научного знания и социально-политического прогресса.
Автор также обращается к дискуссии о хронологических рамках российского Просвещения, выделяя три его этапа: христианизация Древней Руси; европеизация Российской империи XVIII в.; формирование самостоятельной науки, культуры и философии с 30-х гг. XIX в. Кроме того, в статье говорится о диалектическом единстве и борьбе культурной и цивилизационной парадигм в Просвещении России. Делается вывод о том, что русская философия, созданная в полемике славянофилов и западников, реализовала мысль Канта о сущности Просвещения - умении пользоваться собственным разумом.
Скачивания
Библиографические ссылки
Кантор В.К. «Есть европейская держава». Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки. М., 1997.
Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России: Сравнительное историческое исследование. М., 1994.
Янов А.Л. Россия и Европа, 1462-1921 : в 3 кн. Кн. 2: Загадка николаевской России, 1825-1855. М., 2007.
Гиренок Ф.И. Пато-логия русского ума. Картография дословности. М., 1998.
Ильин Н.П. Трагедия русской философии. М., 2008.
Кожинов В.В. Грех и святость русской истории. М., 2006.
Корольков А.А. Русская духовная философия. Духовный смысл русской культуры. СПб., 2006.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). М., 2020.
Непомнящий В.С. Пушкин. Избранные работы 1960-х -1990-х гг. : в 2 т. М., 2001.
Хоружий С.С. Современные проблемы православного миросозерцания. М., 2002.
Холодный В.И. А.С. Хомяков и современность: Зарождение и перспектива соборной феноменологии. М., 2004.
Пустарнаков В.Ф. Еще раз о сущности философии русского Просвещения 1860-х гг. и впервые о его кризисе // История философии. 1999. № 4.
Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа. М., 2002.
Перетятькин Г.Ф. Русское Просвещение и русская литература // Научные ведомости Белгородского гос. унта. Серия: Философия. Социология Право. 2018. Т. 43, №1. DOI: 10.18413/2075-4566-2018-43-1-62-73.
Днепрова Т.П. Консервативная и либеральная педагогические парадигмы в культурно-цивилизационной континуальной реальности // Образование и наука. 2008. №9 (57).
Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М. ; СПб., 1997.
Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. Минск, 2005.
Кассирер Э. Философия Просвещения. М., 2004.
Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты (из доклада Римского клуба). URL: http://nbiks-nt.ru/2019/09/16/come-on-kapitalizm-blizorukost-naselenie-i-razrushenie-planety/
Широкова М.А. Индивидуализм и толерантность как принципы политической этики либерализма // Сибирский философский журнал. 2018. Т. 16, № 3. DOI: 10.25205/2541-7517-2018-16-3-89-99.
Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. М., 2000.
Широкова М.А. Проблема оценки периода 30-х гг. XIX в. в истории формирования русского национального самосознания // Известия Алтайского гос. ун-та. Исторические науки и археология. 2018. №5 (103). DOI: 10.14258/ izvasu(2018)5-15.
Широкова М.А. Концепция славянофилов как исторически первое философское выражение «русской идеи» // Евразийская интеграция: истоки, проблемы, перспективы: коллективная монография. Т. 1. СПб., 2017.
Герцен А.И. Московский панславизм и русский европеизм // Герцен А.И. Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1948.
Пушкин А.С. О ничтожестве литературы русской // Пушкин А.С. Собрание сочинений : в 10 т. Т. 6. Критика и публицистика. М., 1962.
Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=344.
Веневитинов Д.В. Несколько мыслей в план журнала // Веневитинов Д.В. Стихотворения. Проза. М., 1980. URL: http://az.lib.ru/w/wenewitinow_d_w/text_0090-1.shtml
Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1981.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Izvestiya of Altai State University is a golden publisher, as we allow self-archiving, but most importantly we are fully transparent about your rights.
Authors may present and discuss their findings ahead of publication: at biological or scientific conferences, on preprint servers, in public databases, and in blogs, wikis, tweets, and other informal communication channels.
Izvestiya of Altai State University allows authors to deposit manuscripts (currently under review or those for intended submission to Izvestiya of Altai State University) in non-commercial, pre-print servers such as ArXiv.
Authors who publish with this journal agree to the following terms:
- Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License (CC BY 4.0) that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.
- Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.
- Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).