Лингвоэвокационное исследование педагогической межперсонажной коммуникации: на материале фрагмента художественного текста
DOI:
https://doi.org/10.14258/filichel(2021)3-03Ключевые слова:
эвокативность, интерпретативность, ежперсонажная педагогическая коммуникация, вербальный коммуникативный акт, художественный текстАннотация
Статья посвящена проблеме лингвоэвокационного исследования педагогической (школьной) межперсонажной коммуникации, воспроизведенной во фрагменте текста романа О. Камаевой «Ёлка. Из школы с любовью, или Дневник учительницы». Основу методики составляет параметр двуплановости лингвоэвокационного исследования текста. Первичный план связан с категорией эвокативности художественного текста. В статье исследуются средства воспроизведения модели педагогической коммуникации как продукта эвокации. Описание модели изображенного межперсонажного взаимодействия производится по параметрам вербального коммуникативного акта Б.Ю. Городецкого. Вторичный план изучения педагогической коммуникации связан с категорией интерпретативности текста. Результаты исследования, полученные в ходе лингвоэвокационного описания межперонажной коммуникации первичного плана, позволяют читателю усмотреть компоненты объекта интерпретации, установить взаимосвязь проблемы речевого имиджа преподавателя и процесса эффективизации взаимодействия персонажей.
Скачивания
Библиографические ссылки
Иссерс О. С. Стратегия речевой провокации в публичном диалоге // Русский язык в научном освещении. – М., 2009. – № 2 (18). – С. 92–104
Камаева О. Ёлка. Из школы с любовью, или Дневник учительницы. – М.: АСТ, 2013.
Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
Криштофик И.С. Основы педагогической коммуникации: курс лекций. – М.: МГПУ, 2017. – 184 с.
Малыгина Э.В., Чувакин А.А. Внутритекстовая коммуникация в малой прозе В.М. Шукшина: эвокационное исследование кризисной коммуникации в рассказе «Генерал Малафейкин» // Экология языка и коммуникативная практика. – 2016. – №1. – С. 84–103.
Михальская А.К. Педагогическая риторика: учебное пособие. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 379 с.
Михальская А.К. Профессиональная речь: культурная, публичная, деловая. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 359 с.
Позитивная коммуникация: коллективная монография. – М.: Гнозис, 2019. – 296 с.
Скребцова Т.Г. Лингвистика дискурса: структура, семантика, прагматика. Курс лекций. – М.: Издательский дом ЯСК, 2020. – 312 с.
Чувакин А.А. Филолого-коммуникативные исследования: избранные труды. – М.: ФЛИНТА, 2020. – 860 с.
Чувакин А.А., Малыгина Э.В. К построению филологической теории коммуникации: статья третья // Экология языка и коммуникативная практика. – 2018. –№1. – С. 77–88.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Редакционная коллегия научного журнала «Филология и человек» придерживается принятых международным сообществом принципов публикационной этики, отраженных, в частности, в рекомендациях Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics (COPE), Кодекс этики научных публикаций), а также учитываeт ценный опыт авторитетных международных журналов и издательств.
Во избежание недобросовестной практики в публикационной деятельности (плагиат, изложение недостоверных сведений и др.), в целях обеспечения высокого качества научных публикаций, признания общественностью полученных автором научных результатов каждый член редакционной коллегии, автор, рецензент, издатель, а также учреждения, участвующие в издательском процессе, обязаны соблюдать этические стандарты, нормы и правила и принимать все разумные меры для предотвращения их нарушений. Соблюдение правил этики научных публикаций всеми участниками этого процесса способствует обеспечению прав авторов на интеллектуальную собственность, повышению качества издания и исключению возможности неправомерного использования авторских материалов в интересах отдельных лиц.