Законотворческая деятельность тюркских правителей VI-ХI вв. в контексте правового развития кочевых народов Евразии (формы, содержание, преемственность традиций)

Основное содержимое статьи

Р. Ю. Почекаев

Аннотация

ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЮРКСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ VI-ХI ВВ. В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ (ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ)

Информация о статье

Как цитировать
Законотворческая деятельность тюркских правителей VI-ХI вв. в контексте правового развития кочевых народов Евразии (формы, содержание, преемственность традиций). (2017). НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 7(7), 63-77. http://new.journal.asu.ru/wv/article/view/2290
Раздел
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ

Как цитировать

Законотворческая деятельность тюркских правителей VI-ХI вв. в контексте правового развития кочевых народов Евразии (формы, содержание, преемственность традиций). (2017). НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ, 7(7), 63-77. http://new.journal.asu.ru/wv/article/view/2290

Библиографические ссылки

1. Айдын М.А. Право в Османском государстве//История Османского государства, общества и цивилизации. М., 2006. С. 323-370.
Контекст: ..., кади и пр.); эта традиция ярко проявлялась и в тюркских государствах более поздних эпох - в частности, в Золотой Орде и ее государствах-преемниках, Османской империи (см.: Почекаев Р.Ю., 2006, с. 315; Айдын М.А., 2006, с. 325-328).

2. Арсал С.М. Тюркская история и право. Казань, 2002. 412 с.
Контекст: ...До нашего времени сохранилось довольно значительное число тюркских (преимущественно уйгурских) деловых документов - договоры займа и аренды, акты об усыновлении, освобождении рабов и т.п. (Арсал С.М., 2002, с. 83).

3. Барфилд Т. Опасная граница: кочевые империи и Китай (221 г. до н. э. -1757 г. н. э.)/пер. с англ. Д.В. Рухлядева, В.Б. Кузнецова; науч. ред. и пред. Д.В. Рухлядева. СПб., 2009. 488 с.
Контекст: ...Таким образом, тюрки реагировали на «вызовы» Китая и мира ислама, предлагая в качестве «ответа» собственную систему государства и права - равноценную, но не идентичную китайской или мусульманской (Барфилд Т., 2009, с. 43 и след.).

4. Березин И.Н. Шейбаниада: История монголо-тюрков на джагатайском диалекте. Казань, 1849. 342 с.
Контекст: ...В «Шейбаниаде», историческом сочинении XVI в., создателем торе также назван мифический Тюрк (Березин И.Н., 1849, с. 19).

5. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Алматы, 1998. Т. I. LLXIV+390 с.
Контекст: ...II. РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ… НАРОДОВ… даже был «возведен на престол под наименованием Дэуло-Фуба- Дэудай-хана, что на языке Дома Вэй значит: издавший постановления, т.е. законодатель хан» (Бичурин Н.Я., 1998, с. 50, 157, 175, 189, 199-200).

6. Бутанаев В.Я. Степные законы Хонгорая. Абакан, 2004. 279 с.
Контекст: ...м этот стереотип в значительной степени был перенесен и на более поздние тюркомонгольские государства - Монгольскую империю, Золотую Орду, 63 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… Казахское ханство и др. (Бутанаев В.Я., 2004, с. 12; Жекшеев А.С.; История, 2004, с. 52-53; Рязановский В.А., 1931, с. 275 и след.).

7. Григорьев А.П. Монгольская дипломатика XIII-XV вв.: Чингизидские жалованные грамоты. Л., 1978. 136 с.
Контекст: ...Еще один ярлык представляет собой проезжую грамоту с перечислением правомочий ханского чиновника и тех продуктов, которые ему полагалось требовать на пути следования (Тихонов Д., 1958, с. 73; ср.: Григорьев А.П., 1978, с. 107-108).

8. Жекшеев А.С. Кыргызская государственность через призму естественного права//Диалог цивилизаций: электронное издание. URL: http://siteistok.host.net.kg/bibl/DC-2/111_djeksheev.htm.
9. Жумаганбетов Т.С. Власть кагана в древнетюркской государственной организации//Вестник Челябинского государственного университета. Сер.: История. 2008. Вып. 27, № 34 (135). С. 14-19.
Контекст: ...Именно этот этап переживало древнетюркское общество в VI в., и именно с ним мы связываем возникновение «права государства» у тюрков - как права, заново создаваемого правителями, а не обычных норм, передававшихся из поколения в поколение (Жумаганбетов Т.С., 2008, с. 16, 18).

10. История отечественного государства и права/под ред. О.И. Чистякова. М., 2004. Ч. 1 430 с.
Контекст: ...л перенесен и на более поздние тюркомонгольские государства - Монгольскую империю, Золотую Орду, 63 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… Казахское ханство и др. (Бутанаев В.Я., 2004, с. 12; Жекшеев А.С.; История, 2004, с. 52-53; Рязановский В.А., 1931, с. 275 и след.).

11. «История Татар» Ц. де Бридиа/пер. С.В. Аксенова, А.Г. Юрченко//Христианский мир и «Великая Монгольская империя». СПб., 2002. С. 75-126.
12. Каменные письмена. Древнетюркская поэзия VI-XII вв./сост. А. Преловский М., 2005. 280 с.
Контекст: ...Однажды принятые основателями государства законы впоследствии, надо полагать, не подвергались значительным изменениям - именно поэтому в древнетюркских памятниках говорится, что правители в большинстве своем «поддерживали и укрепляли» право-торе, а не создавали его (Юсуф Баласагунский, 1983, с. 177; Каменные письмена, 2005, с. 105; Бутанаев В.Я., 2004, с. 13).

13. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. СПб., 2005. 346 с.
Контекст: ...Так, например, согласно китайским источникам, тюркский Эль-каган усилил обложение народа податями и сборами, однако лишь когда они стали невыносимо тяжелыми, племена стали выходить из подчинения кагану (Кляшторный С.Г., Султанов Т.И., 2009, с. 113; Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г., 2005, с. 91-92).

14. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей. От древности к Новому времени. 3-е изд., испр. и доп. СПб., 2009. 432 с.
Контекст: ...Воссев на царство, они учредили Эль (Государство) и установили Тёрю (Закон) народа тюрков…» (цит. по: Кляшторный С.Г., Султанов Т.И., 2009, с. 85; ср.: Мелиоранский П., 1899, с. 64; Klyashtornyi S.G., 2004, р. 13).

15. Ковлер А.И. Антропология права. М., 2002. 480 с.
Контекст: ...а на смену родоплеменному объединению приходила государственная власть, появлялись институты управления, аппарат принуждения, поведение подданных в той или иной степени регулировалось волей правителей (Ковлер А.И., 2002, с. 183-184).

16. Кумеков Б.Е. Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам. Алма-Ата, 1972. 156 с.
Контекст: ...Имеются сведения и о развитой налоговой системе в государстве кимаков (Кумеков Б.Е., 1972, с. 118).

17. Кычанов Е. И. Основы средневекового китайского права. М., 1986. 264 с. Материалы по истории киргизов и Киргизии. М., 1973. Вып. 1. 280 с.
Контекст: ...Не подлежит сомнению, что речь идет не о правовых обычаях, а о законодательстве, установленном именно правителями государства: в китайской правовой традиции издавна существовало разделение и даже противопоставление законов «фа» и обычаев (или ритуалов) «ли» (Кычанов Е.И., 1986, с. 6), поэтому терминологическая путаница в китайских источниках исключается.

18. Мелиоранский П. Памятник в честь Кюль-Тегина//Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества. СПб., 1899. Т. ХII. С. 1-144.
Контекст: ...Воссев на царство, они учредили Эль (Государство) и установили Тёрю (Закон) народа тюрков…» (цит. по: Кляшторный С.Г., Султанов Т.И., 2009, с. 85; ср.: Мелиоранский П., 1899, с. 64; Klyashtornyi S.G., 2004, р. 13).

19. Почекаев Р.Ю. Особенности формирования и эволюции правовой системы Улуса Джучи//Тюркологический сборник. 2005: Тюркские народы России и Великой степи. М., 2006. С. 301-322.
20. Рашид ад-Дин. Сборник летописей/пер. с перс. А.К. Арендса, ред. А.А. Ромаскевич, Е.Э. Бертельс, А.Ю. Якубовский. М.; Л., 1946. Т. III. 340 с.
Контекст: ...Установление типовых форм официальных документов имело место и в более поздний период - например, Рашид ад-Дин (1946, с. 238-243) приводит образцы таких документов и текст утверждающих их ханских ярлыков, когда сообщает о правовых реформах ильхана Газана. 71 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… Формализация частноправовых о

21. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-гази, хана хивинского/пер. и исслед. А.Н. Кононова. М., 1958. 193 с.
Контекст: ...Он установил многие обычаи, [бытующие] среди тюрок» (Родословная туркмен, 1958, с. 37, 39).

22. Рулан Н. Юридическая антропология. М., 1998. 310 с.
Контекст: ...А устное право в классической юридической теории, как правило, характеризуется довольно уничижительно, поскольку европейские юристы еще с эпохи Древнего Рима привыкли иметь дело с письменными и зачастую кодифицированными источниками (Рулан Н., 1998, с. 69- 74 II. РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ДРЕВНИХ… НАРОДОВ… 71).

23. Рязановский В.А. Монгольское право, преимущественно обычное. Харбин, 1931. 306+42+II с.
Контекст: ...е поздние тюркомонгольские государства - Монгольскую империю, Золотую Орду, 63 МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОЙ СИБИРИ… Казахское ханство и др. (Бутанаев В.Я., 2004, с. 12; Жекшеев А.С.; История, 2004, с. 52-53; Рязановский В.А., 1931, с. 275 и след.).

24. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. М., 1997. 216 с.
Контекст: ...Таким образом, в это время оно, действительно, имело больше общего с обычным правом, нежели с государственным законодательством (Скрынникова Т.Д., 1997, с. 47; Хамфри К., Хурэлбатор А., 2004, с. 465 и след.).

25. Тихонов Д. Зависимые инджу//Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. (Т. 8: Труды Института истории, археологии и этнографии АН КазСССР). Алма-Ата, 1960. С. 26-31.
Контекст: ...На основании ярлыков назначались правители областей, судьи, чиновники для выполнения отдельных поручений правителя, жаловались уделы (инджу) за службу хану и пр. (см.: Тихонов Д., 1958, с. 57, 64; Тихонов Д., 1960, с. 28).

26. Тихонов Д. Налоги и налоговые термины в уйгурском государстве//Ученые записки Института востоковедения. М., 1958. Т. XVI. С. 52-77.
Контекст: ...На основании ярлыков назначались правители областей, судьи, чиновники для выполнения отдельных поручений правителя, жаловались уделы (инджу) за службу хану и пр. (см.: Тихонов Д., 1958, с. 57, 64; Тихонов Д., 1960, с. 28).

27. Тихонов Д.И. Хозяйство и общественный строй Уйгурского государства X-XIV вв. М.; Л., 1966. 288 с.
Контекст: ...Уйгурского каганата; до нас дошли тексты ярлыков, изданных уйгурскими же правителями, но уже более позднего времени - IX-XI вв., когда каганат распался и ему на смену пришел конгломерат небольших самостоятельных уйгурских княжеств, просуществовавших до XIV в. (Тихонов Д.И., 1966; Тугушева Л.Ю., 1972).

28. Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. (проблема исторической преемственности). М., 1993. 163 с.
Контекст: ...Как вполне обоснованно отмечают современные исследователи, понятием «торе» обозначалось не только право, но и власть, порядок управления (Трепавлов В.В., 1993, с. 38-39).

29. Тугушева Л.Ю. Ярлыки уйгурских князей из рукописного собрания ЛО ИВАН СССР//Тюркологический сборник. 1971. М., 1972. С. 244-260.
30. Фазлаллах Рашид ад-Дин. Огуз-наме/пер., пред., коммент., прим. и указ. Р.М. Шукюровой. Баку, 1987. 127 с.
Контекст: ...В «Огуз-наме», сочинении Рашид ад-Дина, составленном в начале XIV в. на основе древнетюркских преданий, сообщается: «Тогрул сказал: “Кто хочет стать падишахом, тому подобно установить добрые законы и обычаи» (Фазлаллах Рашид ад-Дин, 1987, с. 92).

31. Хамфри К., Хурэлбатор А. Значение термина törü в монгольской истории//Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ, 2004. С. 464-482.
Контекст: ...Таким образом, в это время оно, действительно, имело больше общего с обычным правом, нежели с государственным законодательством (Скрынникова Т.Д., 1997, с. 47; Хамфри К., Хурэлбатор А., 2004, с. 465 и след.).

32. Юсуф Баласагунский. Благодатное знание/подг. изд. С.Н. Иванова. М., 1983. 560 с.
Контекст: ...В дидактическом политико-правовом поэтическом сочинении «Кудатгу билик», написанном в XI в. караханидским сановником Юсуфом Хас- Хаджибом, говорится: «Властители - те из них, кто с разуменьем, / Надежный закон даровали владеньям» (Юсуф Баласагунский, 1983, с. 84).

33. Doerfer G. Türkische und Mongolische Elemente im Neupersischen. Band I. Wiesbaden, 1963. 557 s.
Контекст: ...В какой-то степени торе даже противопоставляется обычному праву отдельных племен «йосун», которое исследователи характеризуют как «естественное право» (Doerfer G., 1963, s. 555; Golden Р., 2006, р. 36).

34. Golden P. The Turk Imperial Tradition in the Pre-Chinggisid Era//Imperial statecraft: Political forms and techniques of governance in Inner Asia, sixth-twentieth centuries/Ed. by D. Sneath, L. Peachey. Cambridge, 2006. P. 23-62.
Контекст: ...Анализ тюркской эпиграфики позволил исследователям вывести своеобразную правовую идеологию, представленную в виде парадигмы «Правитель (каган) - государство (эль) - право (торе)» (Мелиоранский П., 1899, с. 83; Klyashtornyi S.G., 2004, р. 13; Golden Р. 2006, р. 37).

35. Klyashtornyi S.G. Customary Law in the Ancient Turkic States of Central Asia: The Legal Documents and Practical Regulation//Central Asian Law: An Historical Overview. A Festschrift for the Ninetieth Birthday of Herbert Franke. Topeka, Kansas, 2004. P. 13-39.
Контекст: ...Воссев на царство, они учредили Эль (Государство) и установили Тёрю (Закон) народа тюрков…» (цит. по: Кляшторный С.Г., Султанов Т.И., 2009, с. 85; ср.: Мелиоранский П., 1899, с. 64; Klyashtornyi S.G., 2004, р. 13).