Ислам в Хакасии (в контексте идеи «все тюрки — мусульмане»)
Основное содержимое статьи
Аннотация
Целью статьи является исследование распространения ислама в Хакасии. Недостаточная изученность темы вызывает различные околонаучные мнения, подчас политизированные. При этом наблюдается либо игнорирование исторических фактов, либо их толкование, основанное на обывательских домыслах. В данном регионе ислам не стал доминирующей религией в прошлом, не является доминирующей конфессией и в ХХ! в.
Ещё в период Раннего Средневековья у мусульман Ближнего и Среднего Востока на основе коранических воззрений и разрозненных сведений сложилось представление о страшных племенах яджуджи и маджуджи, живущих «на краю света» — в Северной Азии. Со временем представление мусульман о живущих там тюрках расширилось, но воспринимались они отстранённо. Ситуация изменилась, когда у части тюркской элиты возникала (и до сих пор бытует) идея объединения мусульман в самостоятельное политическое образование, где идея «Великого Туркестана» (Великого Тура-на) базируется на трех «китах»: тюркизации, исламизации и модернизации, подразумевая, что все тюрки — мусульмане.
Мнение, безусловно, ошибочное. В этом отношении показательна судьба исламской религии и её приверженцев в одном из восточных субъектов Российской Федерации — Республике Хакасии, где хакасы (тадарлар/минусинские, абаканские, ачинские татары/енисейские киргизы) придерживались издавна тенгрианства, но в ХГХ в. были принудительно обращены в православие.
Автор приходит к выводу, что на современном этапе сформированы местные институты уммы. Одновременно происходит трансформация религиозной и этнокультурной идентичности. Предлагаются рекомендации по профилактике экстремизма.
Информация о статье
Как цитировать
Библиографические ссылки
Байпаков К. М. Распространение ислама в Южном Казахстане и Семиречье // Ислам, общество и культура : материалы Международной научной конференции «Исламская цивилизация в преддверии XXI в. (к 600-летию ислама в Сибири)». Омск, 1994. С. 16-17.
Бустанов А. К. Книжная культура сибирских мусульман. М. : Изд. дом Марджани, 2013. 264 с.
Гольденберг Л. А. Изограф земли сибирской: жизнь и труды Семена Ремезова. Магадан : Магаданское кн. изд-во, 1990. 391 с.
Дульзон А. П. Тюрки Чулыма и их отношение к хакасам // Учёные записки Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы, истории. Вып. VII. Абакан : Хакасское кн. изд-во, 1959. С. 93-102.
Евтюхова Л. А., Киселев С. В. Чаа-Тас у села Копены // Труды Государственного исторического музея : сборник статей по археологии СССР. Вып. 11. М., 1940. С. 21-54.
Катанов Н. Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против иноземцев Западной Сибири // Ежегодник Тобольского губернского музея. Вып. 15. Тобольск, 1904. С. 3-28.
Копелев Л. З. Чужие // Одиссей. Человек в истории. Образ «другого» в культуре. М., 1994. С. 8-18. Коран, 2:256.
Кызласов Л. Р. Торговые пути и связи древнехакасского государства с Западной Сибирью и Восточной Европой // Западная Сибирь в эпоху Средневековья : сборник статей. Томск, 1984.
Насруллаев Джунайдулло [Электронный ресурс]. URL: http://dumrf.ru/common/bi-ographies/2519 (дата обращения: 28.06.2018).
Самушкина Е. В. Символические и социо-нормативные аспекты современного этно-политического движения Республик Алтай, Тыва, Хакасия. Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2009. 274 с.
Супруненко Г. П. Документы об отношениях Китая с енисейскими киргизами в источнике IX в. «Ли Вэй-гун Хойчан Ипинь Цзи» (Собрание сочинений Ли Вэй-гуна периода правления Хойчан, 841-846 гг.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kyrgyz.ru/articles/khakas/gpsuprunenkodokumenty_ob_otnosheniyah_kita-ya_s_eniseyskimi_kyrgyzami_v_istochnike_ix_veka_li_vey-gun_hoychan_ipin_tszi/ (дата обращения: 28.06.2018).
Томилов Н. А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI — первой четверти XIX в. Томск : Изд-во Томского гос. ун-та, 1981. 276 с.
Шульженко Н. В. Исламский фактор в социальных процессах на Дальнем Востоке России : дис. . канд. соц. наук. Хабаровск, 2009. 196 с.