Железнодорожное строительство в стратегии Российской империи по освоению Туркестана
УДК 94(575.4):625.1 ББК 63.3(5Тур)+39.2
DOI:
https://doi.org/10.14258/izvasu(2019)5-04Ключевые слова:
Российская империя, Туркестан, Закаспийская военная железная дорога, Ташкентская дорога, модернизацияАннотация
С присоединением к Российской империи обширных территорий Туркестана перед центральной и местной администрацией встали задачи налаживания управления регионом, обеспечения безопасности в свете соперничества с Великобританией за сферы влияния во Внутренней Азии, а также его экономического освоения, чтобы новая колония приносила империи в перспективе выгоду не только военно-стратегического характера. Необходимым условием закрепления России в Туркестане и его модернизации должно было стать создание сети коммуникаций, отвечающих требованиям формирующегося индустриального общества (железные дороги, пароходы, телеграф и др.). Вместе с тем железнодорожное строительство в Туркестане: его темпы, характер финансирования, маршруты дорог — было обусловлено приоритетами политики России в регионе, среди которых военно-стратегические соображения явно доминировали над экономическим развитием. Однако, построив Закаспийскую, а затем Ташкентскую железные дороги, государство, еще не имея к началу XX в. сложившейся стратегии экономического освоения Туркестана, выступило в роли актора экономической модернизации края. Дороги стали средством экономической привязки Туркестана к России, а также одним из факторов оформления стратегии экономического развития региона в интересах метрополии, превращении его в базу хлопководства для нужд российской промышленности.
Скачивания
Библиографические ссылки
Волков И.В. Железнодорожные коммуникации как фактор развития Русского Туркестана // Пространство и время. 2013. № 3(13).
Тогаева А.З. Дорога Ташкент — Оренбург и ее место в социально-экономической жизни Туркестана : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ташкент, 2010. URL: http:// netess.ru/3istoriya/269295-1-6251-575-09-togaeva-anoroy-zayniddinovna-zheleznaya-doroga-tashkent-orenburg-mesto-socialno-ekonomicheskoy-zhizni-tur.php.
Россия: полное географическое описание нашего отечества. Т. 19: Туркестанский край / сост. В.И. Масальский. СПб., 1913.
Горшенина С. Закаспийская железная дорога: стандартизация историко-литературных и иконографических репрезентаций русского Туркестана // Культурный трансфер на перекрестках Центральной Азии: до, во время и после Великого шелкового пути. Париж ; Самарканд, 2013.
Обзор Сыр-Дарьинской области за 1889 г. Приложение к всеподданнейшему отчету военного губернатора. Ташкент, 1890.
Обзор Сыр-Дарьинской области за 1890 г. Приложение к всеподданнейшему отчету военного губернатора. Ташкент, 1892.
Ежегодник Министерства финансов. Вып. 1905 года. СПб., 1906.
Ежегодник Министерства финансов. Вып. 1907/8 годы. СПб., 1909.
Акторы российской имперской модернизации (XVIII — начало XX в.): региональное измерение. Екатеринбург, 2016.
Российский государственный исторический архив (РГИА) Ф. 219. Оп. 1. Д. 9507.
Обзор Сыр-Дарьинской области за 1909 г. Ташкент, 1911.
Обзор Сыр-Дарьинской области за 1913 г. Ташкент, 1916.
РГИА Ф. 1396. Оп. 1. Д. 216.
Записка главноуправляющего землеустройством и земледелием о поездке в Туркестанский край в 1912 г. // Вопросы колонизации. 1913. № 12.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Izvestiya of Altai State University is a golden publisher, as we allow self-archiving, but most importantly we are fully transparent about your rights.
Authors may present and discuss their findings ahead of publication: at biological or scientific conferences, on preprint servers, in public databases, and in blogs, wikis, tweets, and other informal communication channels.
Izvestiya of Altai State University allows authors to deposit manuscripts (currently under review or those for intended submission to Izvestiya of Altai State University) in non-commercial, pre-print servers such as ArXiv.
Authors who publish with this journal agree to the following terms:
- Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License (CC BY 4.0) that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.
- Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.
- Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).