ИССЛЕДОВАНИЕ КИТАЙСКИХ ЛАКИРОВАННЫХ ЧАШЕЧЕК ЭПОХИ ХАНЬ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА (Россия)
DOI:
https://doi.org/10.14258/tpai(2013)1(7).-09Ключевые слова:
археологические лаки из коллекции Государственного Эрмитажа, изделия с лаком эпохи Хань из курганов Ноин-Улы, чашечки с ручками (эр-бэй), лакокрасочные материалы на основе урушиола, ци-лак, модификация, тунговое масло, природный феноло-масляный композитАннотация
В коллекции Государственного Эрмитажа представлены уникальные китайские лакированные изделия эпохи Хань из курганов сюнну, открытые в горах Ноин-Ула на севере Монголии экспедицией 1923–1926 гг. выдающегося русского путешественника и исследователя Центральной Азии Петра Кузьмича Козлова (1863–1935).
Статья посвящена изучению артефактов этой коллекции – китайских чашечек с ручками (эр-бэй), выявленных в различных по времени погребениях Ноин-Улы (период между 2 г. до. н.э. – концом I в. н.э.). В исследовании представлено сочетание искусствоведческого и технологического подходов к изучению их лакокрасочных покрытий. Дана характеристика росписей, проведено изучение и сравнение технологических особенностей материалов и их окраски. Химический состав и структура лаков и красок экспонатов изучены физико-химическими методами (микроскопия, ИК-спектроскопия и рентгеноструктурный анализ). Установлено, что многослойные ЛКП экспонатов из Ноин-Улы выполнены в специфичной технике природным материалом, полученным из сока лакового дерева (лат. Rhus verniciflua), кит. ци-шу (漆樹, англ. qi-lacquer, яп. urushi). Основу его составляет биополимер на основе пирокатехинов урушиола. Рассмотрена роль тунгового масла (тун-чжóу, 桐油) в составах изученных образцах ци-лака. Комплексный подход к изучению лаковых чашечек из ноин-улинской коллекции ГЭ позволил уточнить круг предназначения (высокого достатка или ширпотреб), культурно-хронологическую атрибуцию и подтвердить их датировку.
Скачивания
Библиографические ссылки
Лубо-Лесниченко Е.И. Китайские лаковые изделия из Ноин-Улы // Тру-ды Государственного Эрмитажа. 1969. Т. 10, вып. 7, с. 267–277.
Письма А.Д. Симукова к П.К. Козлову и Е.В. Козловой. Публикация Юсуповой Т. И., Симуковой Н. А. // Mongolica, VIII. СПб., 2007, с. 102–109.
Полосьмак Н.В., Богданов Е.С., Цэвэндорж Д. Двадцатый Ноин-улинский курган. Новосибирск: ИНФОЛИО, 2011. 184 с.: ил.
Руденко С.И. Культура хуннов и Ноин-Улинские курганы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. 206 с.
Чистякова А.Н. Иероглифическая надпись на лаковой чашке из кургана №20 в Ноин-Уле (Монголия) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2009. №3. С. 59–68.
Bonanni F. Techniques of Chinese Lacquer. Trans. Flavia Perugini. Los Angeles. 2009.
Dschingis Khan und seine Erben. Das Weltreich der Mongolen. Miinchen, 2005.
Lawton T., Fu S., Lowry G., Yonemura A., Beach M. Asian Art in the Ar-thur M. Sackler Gallery. Washington, 1987.
Lui C.Y., Nylan M., Barbieri-Low A. Recarving China’s Past. Art, Archaeology and Architecture of the «Wu Family Shrines». New Haven and London, 2005.
Louis F. Han Lacquerware and the Wine Cups from Noin-Ula // The Silk Road. 2006. V. 4/2.
Miniaev S., Elikhna J. On the Chronology of the Noyon uul Barrows // The Silk Road. 2009. Vol. 7. Р. 21–31.
Pirazzoli-t’Serstevens M. Chinese Lacquerware from Noyon uul: Some Problems of Manufacturing and Distribution. // The Silk Road. Vol. 7. 2009.
Umehara S. Studies of Noin-Ula Finds in North Mongolia.// Тhe Toyo Bunko Publications Series A. Tokyo, 1960. № 27.