К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНЫХ ИСТОКАХ ИНДОИРАНСКОГО КУЛЬТА СВЯЩЕННОГО НАПИТКА СОМЫ/ХАОМЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПАМЯТНИКОВ СИНТАШТИНСКОГО ТИПА)

Авторы

  • С.В. Сотникова Тобольская государственная социально-педагогическая академия

DOI:

https://doi.org/10.14258/tpai(2014)1(9).-06

Ключевые слова:

памятники синташтинского типа, ритуал, культ, священный напиток, Сома, воины-колесничие, состязание

Аннотация

Статья посвящена выяснению истоков индоиранского культа священного напитка Сомы/Хаомы, который нашел отражение в древнейших письменных памятниках индоиранских народов - «Ригведе» и «Авесте». Истоки данного культа сложились еще в глубокой древности, в период существования индоиранской языковой общности. По мнению ряда исследователей, период индоиранского единства приходится на время существования памятников синташтинского типа. В погребениях воинов-колесничих встречаются предметы, которые исследователи интерпретируют как давильные камни для приготовления Сомы. На основании текстов «Ригведы» автор приходит к выводу, что священный напиток употреблялся воинами в ходе ритуалов, связанных с состязаниями на колесницах, как средство, дающее прилив физических сил и обеспечивающее победу. Наиболее вероятным претендентом на роль Сомы представляется эфедра.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Библиографические ссылки

Абдуллаев К. Культ Хаомы в древней Центральной Азии. Самарканд: Международный институт Центральноазиатских исследований, 2009. 120 с.
Васильков Я.В. Между собакой и волком: по следам института воинских братств в индийских традициях//Азиатский бестиарий: Образы животных в традициях Южной, Юго-Западной и Центральной Азии. СПб.: МАЭ РАН, 2009. С. 47-62.
Васильков Я.В. Миф, ритуал и история в «Махабхарате». СПб.: Европейский Дом, 2010. 400 с.
Виноградов Н.Б. Могильник бронзового века Кривое озеро в Южном Зауралье. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 2003. 362 с.
Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта: археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1992. 408 с.
Елизаренкова Т.Я. О Соме в Ригведе//Ригведа. Мандалы IX-X. М.: Наука, 1999. С. 323-353.
Костюков В.П., Епимахов А.В., Нелин Д.В. Новый памятник средней бронзы в Южном Зауралье//Древние индоиранские культуры Волго-Уралья (II тыс. до н.э.). Самара: Самар. пед. ун-т, 1995. С. 156-207.
Кузьмина Е.Е. Арии -путь на юг. М.: Летний сад, 2008. 558 с.
Сарианиди В.И. Археологические доказательства протозороастризма в Бактрии и Маргиане//Труды Маргианской археологической экспедиции. М.: Старый сад, 2008. Т. 2. С. 9-22.
Лившиц В.А., Стеблин-Каменский И.М. Протозороастризм?//Вестник древней истории. 1989. №1. С. 174-176. Ригведа. Мандалы I-IV. М.: Наука, 1999. 768 c. Ригведа. Мандалы V-VIII. М.: Наука, 1999. 745 с.
Ригведа. Мандалы IX-X. М.: Наука, 1999. 560 c.
Сарианиди В.И. Задолго до Заратуштры (Археологические доказательства протозороастризма в Бактрии и Маргиане). М.: Старый сад, 2010. 200 с.
Сотникова С.В. О символике перевернутого сосуда и его роли в андроновском ритуале//Теория и практика археологических исследований. Вып. 2. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. С. 25-31.
Ткачев А.А. Центральный Казахстан в эпоху бронзы. Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. Ч. 1. 289 с.
Топоров В.Н. Конные состязания на похоронах//Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. М.: Наука, 1990. С. 12-47.
Топоров В.Н. Индра//Мифы народов мира. М.: Российская энциклопедия, 1997. Т. 1. С. 533-535.

Загрузки

Выпуск

Раздел

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Как цитировать

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНЫХ ИСТОКАХ ИНДОИРАНСКОГО КУЛЬТА СВЯЩЕННОГО НАПИТКА СОМЫ/ХАОМЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПАМЯТНИКОВ СИНТАШТИНСКОГО ТИПА). (2016). Теория и практика археологических исследований, 9(1). https://doi.org/10.14258/tpai(2014)1(9).-06

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)