Формирование исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. средствами изобразительного искусства (на примере творчества И. Зоммера и А. Фризена)
DOI:
https://doi.org/10.14258/izvasu(2016)4-28Ключевые слова:
российские немцы, художники, мемориал, авангардизм, живописьАннотация
Рассматривается творчество скульптора И. Зоммера и живописца А. Фризена — российских немцев. Как известно, 28 августа 1941 г. последовал жестокий указ о выселении немцев из Поволжья. В ноябре 1941 г. была создана трудармия для поддержания и развития военной промышленности на востоке России, ее составили российские немцы, мобилизованные на трудовой фронт. Этой судьбы не избежали И. Зоммер и А. Фризен. Неравноправное положение советских немцев закончилось в 1956 г., когда они получили паспорта и право свободного перемещения по стране (кроме права возвращения в Поволжье), право на получение высшего образования. Тем больший интерес вызывает тема Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в творчестве данных художников. Для увековечения памяти погибших воинов-земляков скульптор И. Зоммер создал на территории Алтайского края мемориальные комплексы и бюсты героев Великой Отечественной войны. Художник-авангардист А. Фризен написал портреты репрессированных трудармейцев и фронтовиков. Знаковым полотном в его творчестве является картина «Вдовы». Цель работы — показать сохранение в произведениях художников памяти о войне 1941– 1945 гг. для потомков. DOI 10.14258/izvasu(2016)4-28
Скачивания
Библиографические ссылки
Скульптор И.Ц. Зоммер // Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая. - Барнаул, 2009.
2
Гуркина И.В. Тальменский период в творчестве скульптора И.Ц. Зоммера // Нижнее Причумышье. Очерки истории и культуры : материалы краевой научно-практической и методической конференции. - Тальменка, 1997.
3
Скульптор И. Зоммер / вст. ст. Т.М. Степанской. - Барнаул, 1998.
4
Художники Алтайского края : библиографический словарь. Т. 1 [А-Л]. - Барнаул, 2005.
5
Памятники Великой Отечественной войны на территории Алтайского края: каталог памятников воинам-землякам. - Барнаул, 2008.
6
А.П. Фризен // Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая. - Барнаул, 2009.
7
Язовская С. Художник-авангардист А. Фризен // Немцы в Санкт-Петербурге. Биографический аспект XVIII-XX века. - Вып. 8. - СПб., 2014.
8
Степанская Т.М. Роль искусства в процессе формирования личности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 12.
Загрузки
Выпуск
Раздел
Лицензия
Izvestiya of Altai State University is a golden publisher, as we allow self-archiving, but most importantly we are fully transparent about your rights.
Authors may present and discuss their findings ahead of publication: at biological or scientific conferences, on preprint servers, in public databases, and in blogs, wikis, tweets, and other informal communication channels.
Izvestiya of Altai State University allows authors to deposit manuscripts (currently under review or those for intended submission to Izvestiya of Altai State University) in non-commercial, pre-print servers such as ArXiv.
Authors who publish with this journal agree to the following terms:
- Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License (CC BY 4.0) that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.
- Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.
- Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).